Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Существует архитектурная конструкция, напоминающая о важных событиях нашей истории, это купол. Величественные купола эпохи возрождения вызывают благоговение и вдохновляют архитекторов на воплощение дерзких замыслов по гармоничному сочетанию пространства и формы.

Не один европейский город за исключением Венеции не напоминает так об эпохе возрождения как Флоренция. Город знаменит не только великолепной архитектурой, но и плеядой гениев ренессанса, живших во флорентийской республике. Микилянджило, Боттичелли, Джотто, Данте взоры людей прогуливающихся по улицам Флоренции неизменно притягивает огромный купол, который виден из любой точки города. Великолепное творение архитектора Брунеллески возвышается над Флоренцией уже более пяти столетий.

Конструкция купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре сочетавшая в себе научные достижения и творческий порыв возвестила о наступлении эпохи раннего возрождения. Построив собор, флорентинцы будто возвестили всему миру, что творения эпохи возрождения не только не уступают, но и превосходят величайшие достижения римской империи.

Строительство собора началось в конце XIII века и продолжалось 50 лет. Оставалось самое главное, соорудить грандиозный восьмигранный купол. В то время купола имели балочную конструкцию, которая не подходила для сооружения огромного свода. Поэтому к моменту завершения строительства в 1357 году у главного флорентийского собора еще не было купола. К строительству собора приступили, не имея четкой идеи сооружения купола, и только лишь в 1418 году, через 6о лет был объявлен конкурс, на лучшую конструкцию купала. Победителем оказался Филиппо Брунеллески. Он продемонстрировал макет купола диаметром четыре метра, и получил право, на строительство, завершившееся через 16 лет.

Главным достижением Брунеллески стало сооружение купола неподдерживаемого деревянными лесами. Архитектор предложил независимую ступенчатую или кольцевую конструкцию купола. Ранее такой способ в строительстве не применялся. Купол не имел поддерживающей деревянной конструкции. Для рабочих Брунеллески соорудил платформу, которая крепилась на деревянных консольных балках. Они распределялись по диаметру основания купола. Сорок восемь балок вдоль стены, огромные отверстия под эти балки сохранились и до сих пор.

Новым решением стала так называемая двойная кожа. Купол состоит из двух оболочек, внутренней и внешней. Толщина конструкции более четырех метров. Купол весит 25 тонн. Нагрузка купола распределяется вниз и наружу от центра, поэтому необходимы контрфорсы или поддержки по периметру, чтобы стены не треснули. Для поддержки больших куполов обычно использовали контрфорсы. Этот купол поддерживается тремя небольшими полукруглыми абсидами. Брунеллески понимал, что такой поддержки недостаточно. Для большей устойчивости архитектор установил по всему периметру систему каменных ребер жесткости, соединенных железными перемычками. Но даже такая конструкция не обеспечила идеальной устойчивости, о чем свидетельствуют трещины заметные на некоторых рисунках. Принято думать, что трещины ведут к неминуемому обрушению конструкции. На самом же деле купол рухнет только в том случае, если его целенаправленно разрушать.

Фрески и вазари идеально разместились на поверхности восьмиугольной стены. Изображение ада внизу, далее перемещаемся наверх, это небеса и огромный, так называемый, фонарь. К куполу можно добраться по узким лестницам, сооруженным внутри каменной кладки. Внутри купола, между внутренним и наружным слоями, отчетливо просматривается кладка, называемая елочной, так строили еще в древнем Риме. Внутри сводчатого пространства находятся стропила, скрепляющие внутреннюю и наружную стороны оболочки купола. Через окошко видна внутренняя часть собора. Внутренняя часть оболочки в этом месте имеет толщину более двух метров. Видно с какой аккуратностью укладывали камни. Точно по линии, которая начинается у основания и тянется наверх.

Через широкие окна фонаря в собор попадает свет. Купола немного похожи на арки, но между ними существует значительная разница. Главным элементом арки является замковый камень, скрепляющий сводчатые элементы конструкции. В куполе может быть проделано отверстие, потому что нагрузка распределена по всей поверхности.

Строительство восьмигранного купола оказалось нелегкой задачей. Проще построить круглый купол, в котором нагрузка распределяется более равномерно. Толщина такого купола гораздо меньше. Прочность купола Брунеллески напротив, зависела значительно от толщины стен.

Оценивая купол по меркам сегодняшнего дня, можно сказать, что его размеры довольно скромные. Тем не менее, на протяжении почти 400 лет с момента постройки Санта-Мария-дель-Фьоре таких огромных куполов не было ни у одного собора. Купол является великим достижением прошлых лет и по-прежнему возвышается над городом, затмевая все остальные постройки и являясь самым большим каменным куполом в мире.

Методы, использованные при строительстве купола, применялись позднее при сооружении соборов святого Перта и святого Павла. И лишь совсем недавно процесс сооружения куполов несколько упростился благодаря применению новых строительных материалов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>