Теплицы Питера Райса

На другом конце Парижа, в северо-восточной его части высится сооружение, которое является воплощением современной инженерной мысли. Почти сто лет спустя после возведения Эйфелевой башни президент Жискар д’Эстен решил основать новый музей, центр науки и промышленности, где французы смогли бы наблюдать прогресс современной индустрии и увидеть достижения современной науки и техники. Строительство музея было завершено в марте 1986 года.

Это удивительный музей, здесь собраны экспонаты, но и само здание может служить одним из них. Огромные балки с каждой стороны, как будто заимствованы у Эйфелевой башни, но они кажутся массивными даже для этого здания. Но нас интересует не это, а работа одного из самых выдающихся инженеров строителей XX века Питера Райса.

Покойный ирландский инженер Питер Райс был одним из самых ярких представителей своего поколения. Он стал автором таких различных сооружений, как пирамида Лувра и сиднейская опера.

Архитектор Адриан Фансильбер пригласил Райса спроектировать большие теплицы. Три огромных строения из стекла включающие в себя музей и парк. Эти просторные сооружения являют собой вершину мастерства в создании стальных конструкций. Они кажутся легкими, словно бесплотными, на их фоне даже воздушная Эйфелева башня и мост Гараби выглядят монолитными.

Создается огромный контраст между тяжелыми балками внутри и изумительно легкой стеклянной оболочкой. Этим и примечательно здание с архитектурной точки зрения. Структура теплицы конечно гораздо совершенней Эйфелевой башни, но все же на удивление проста. Само по себе стекло прочный материал, но изделия из него очень хрупкие и разбиваются вдребезги, когда какая ни будь микроскопическая царапина или повреждение вызывает концентрацию напряжений. Сталь выдерживает огромные нагрузки, она прочна, к тому же обладает пластичностью и по этому растянется, прежде чем сломаться. Это явление и служит защитой от перегрузок, как бы предупреждением, что стальная конструкция скоро сломается. Проблема в том, как совместить эти два различных материала.

Каждая из трех теплиц собрана из двадцати четырех стальных рам, в которые вставлены шестнадцать стеклянных панелей, каждая по два метра в ширину и высоту. Шестнадцать панелей в одной раме весят две тонны. Выдержать этот вес и справится с силой ветра, вот для чего нужны легкие стальные рамы и перекрытия. Точнее эти стеклянные плиты должны выдержать свой собственный вес и противостоять силе ветра. Стеклянные плиты подвешены одна за другой, и их вес переносится наверх, а на верху есть пружина, которая удерживает последнюю панель. С силой ветра справляется балка, из нержавеющей стали. Стеклянные плиты и эта балка имеют совершенно различные функции, но обе конструкции вставлены в наружную трубчатую стальную раму. Это хитроумное решение. В каждой из этих пяти точек через стекло, и металл проходит шаровое шарнирное соединение. Как и некоторые другие виды крепления, такое соединение позволяет каждому стеклянному листу двигаться самостоятельно, так что вся конструкция подвижна. А эта трубчатая стальная рама, которая окружает стеклянные стены. Мягкая прокладка, между стеклом и самим строением, и шарнирное соединение допускают вращение. Поэтому все плиты в стене могут наклоняться вовнутрь под действием силы ветра.

Райс восхищался инженерами XIX века, такими как Эйфель. Он говорил, что в их творениях есть безыскусность, которая достигается доскональным знанием и использованием всех свойств строительного материала, а произведения его самого напоминают скорее швейцарские часы, чем опоры железнодорожного моста.

Уделяя пристальное внимание деталям, и делая скрупулезные расчеты, Райс довел до совершенства каждый элемент. Словно в гоночной яхте, каждая деталь имеет строго определенную функцию, никаких излишеств.

Парадоксально, что в музее, демонстрирующем достижения науки и техники, не уделено внимание описанию уникальной новейшей конструкции Райса.

Также Райс считал, что инженер должен создавать постройки, вид которых вызывал бы у людей теплые чувства и мысль о том, что эти строения были спроектированы с любовью.

Райс был гениальным инженером строителем. Он хотел расширить представления людей о сооружениях окружающих их и этим отличался от Эйфеля. Тем не менее, и Райс и Эйфель были художниками, виртуозно владели материалом и в работе использовали все свои знания. Однако строительные материалы и технологии постоянно совершенствуются. Кто знает, какие удивительные строения возведут люди через сто лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>