Мост Гараби

Мост Гараби

Мост Гараби

Быстрое увеличение объемов производства железа и стали в XIX веке, коренным образом изменило стиль архитектуры. Появление этих строительных материалов в большом количестве открыло инженерам невиданные возможности, для строительства конструкций огромной длинны и высоты. Александр Гюстав Эйфель одним из первых использовал эту возможность.

Он родился в Дижоне в 1832 году, изучал химию, но волей судьбы стал работать в развевающейся индустрии строительства железных дорог. Он сделал себе имя на сооружении мостов и виадуков. И уже, будучи известным, выиграл конкурс на строительство моста через ущелье Гараби.

Виадук Гараби расположен на плато центрального массива посреди Франции, стал лучшим мостом Эйфеля. Этот мост, построенный с математической точностью, является воплощением гениальных концепций гражданского строительства появившихся в XIX веке.

Виадук Гараби бил задуман как самый высокий арочный мост в мире. Именно такой мост нужно было перебросить через глубокое ущелье. Поверх огромной арки возвышающейся над рекой Трюйер пролегает полотно железнодорожного моста длинной 563 метра. В строительстве Эйфель использовал сварочное железо. Так как не какой другой материал не имел такой прочности и надежности, и это было новшеством. Гигантская арка опирается на мощные бетонные опоры моста, врытые по бокам ущелья. Вес моста распределяется по арке на эти основания. Железнодорожное полотно простирается на высоте 122 метра прямо над пропастью.

В то время инженеры не располагали современными вычислительными методами, поэтому они проектировали конструкцию, которую можно было анализировать. У них было довольно точное представление о действиях различных сил и прочности материалов, что и подтверждается их постройками.

В проект Эйфеля входило строительство из железных ферм огромной арки, сооружение поддерживающих опор и железнодорожного полотна. Железная ферма или балка является простым строительным элементом, который можно использовать в любой конструкции. Ферма должна быть достаточно твердой и прочной, чтобы выдержать свой собственный вес и вес поезда. Ферма практически является балкой, связующим звеном. Верхняя часть находится под давлением, она сжимается, а нижняя часть подвергается натяжению. Перекрестные планки и сжимаются и растягиваются, они удерживают верхнюю и нижнюю части вместе. Прочность моста зависит от расстояния между верхней и нижней частями фермы. Мост собран из гигантских балок, внутри которых вмонтированы балки поменьше. Принцип конструкции тот же. Верхняя и нижняя части балки выдерживающие силу давления как бы раздвинуты скрещенными поперечными перекладинами.

Все детали для Гараби были отлиты на заводе, затем привезены сюда и собраны на месте. это напоминает огромный детский конструктор. Для того чтобы ставить клепки, да еще на такой высоте требовалось большое мастерство. Метод заклепывания был выбран совершенно верно. К тому же ржавчина, которая образуется вокруг заклепок, спаивает всю конструкцию еще сильнее. Хороший способ придать дополнительную прочность постройке.

Для реализации своего проекта Эйфель должен был определить воздействие силы ветра на различные виды ферм. Арка и опоры выступают наружу, и это придает дополнительную прочность мосту с боков, чтобы он мог противостоять порывам ветра в ущелье. Эйфель придумал гениальный способ строительства арки, так что не понадобилось дополнительных поддерживающих конструкций внизу. Он строил каждую половину арки отдельно от бетонных башмаков, вверх подвешивая их к опорам с помощью стальных тросов. Вся операция совершалась с максимальной точностью. Так что когда две половины арки сошлись на середине, осталось только соединить их, а потом сверху проложили железнодорожное полотно.

Чувствуется как мост содрогается под тяжестью поезда. Лестница шатается, и главные балки тоже трясутся довольно сильно. Эйфель рассчитал, что под тяжестью поезда центр арки прогнется всего лишь на 8 миллиметров, и как, оказалось, был совершенно прав. В традиционных арочных мостах тяжесть поезда распределяется на своды, сплошные части между железнодорожным полотном и аркой по обеим сторонам, как в каменных мостах. Для этого моста потребовалось бы выстроить такие огромные своды, что затраты были бы несоизмеримы. Так что Эйфель и его инженеры решили не строить своды, а использовать балочную конструкцию, изогнутую в форме арки, чтобы придать мосту необходимую прочность.

Самый напряженный момент в работе над любым строительным проектом наступает, когда постройка уже почти завершена. Эйфель, должно быть, испытал огромное облегчение, когда оби части арки были склепаны вместе, и его мечта осуществилась. Был построен самый большой в мире железный арочный мост.

Завершив строительство моста Гараби, Эйфель приобрел репутацию одного из лучших инженеров своего времени по строительству объектов гражданского назначения. Этот мост действующий, разумеется, ведь Эйфель проектировал свои конструкции с расчетом на долгий срок их службы. Успешно применив такую простую форму постройки для столь сложного проекта, Эйфель задумался, каких еще высот он может достичь в строительстве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>