Особняк Субиз

Особняк Субиз

Особняк Субиз

В нескольких шагах от мэрии Парижа обширная территория в четыре гектара скрытая от глаз прохожих оградой. Эта земля находилась во владении ряда знатных династий, в том числе династии герцогов Роганов, принцев Субизских.

В 1700 году Франсуа де Роган принц Субизский и его жена Анна де Роган-Шабо решили приобрести особняк в самом сердце квартала Маре. Хотя уже в то время квартал Маре считался вышедшим из моды, по сравнению с Фобур-Сен Жермен. Изначально этот особняк принадлежал семье де Гиз, весьма знатной фамилии королевских кровей. Поэтому Субизы, имевшие определенные властные и социальные амбиции, пожелали поселиться именно в особняке де Гиз.

Старый особняк де Гиз нуждался в ремонте. Франсуа и Анна Роган-Субиз последовали совету своего сына Армана Гастона, первого кардинала династии Роганов, прегласив для этого молодого архитектора Пьера Алексиса Деламера. До работ предпринятых Деламером, вход в особняк осуществлялся через ворота со стороны улицы Дезарьщив. По их окончанию появился этот парадный двор. Он был внушительных размеров и имел форму полукруга, был окружен колоннадой называемой перистиль. Наверху, за балюстрадой, размещалось место для прогулок.

Деламер сохранил укрепленную дверь со стороны улицы Дезарьщив. Она была сооружена в 1371 году, в самый разгар столетней войны, когда коннетабль Оливье де Клиссон построил за крепостной стеной Филиппа Августа укрепленный особняк. В 1553 году Франсуа де Лоррен герцог де Гиз и его жена Анна Дест приобрели особняк. По их заказу Приматис выстроил удивительную часовню, фрески в ней выполнил Никкола дель Аббате. Эта часовня одна из жемчужен искусства ренессанса. В XVI-XVII веках особняк де Гизов превратился вместо борьбы религиозных воин. В одном из помещений особняка де Гизов готовилась резня, вошедшая в историю как Варфоломеевская ночь, равно как и день баррикад, вынудивший Генриха III бежать из Парижа.

Последняя представительница династии мадмуазель де Гиз вела светскую жизнь и была неутомимой меценаткой. Мадмуазель де Гиз была страстной поклонницей искусства, коллекционеркой и меломанкой. Она смогла окружить себя величайшими музыкантами своего времени. Так барочный композитор Марк Антуан Шарпантье жил в особняке де Гизов и регулярно давал здесь концерты для гостей и для членов семьи.

Третий двор особняка, обширный двор Роганов дает представление о размерах дворца существовавших до того, пока на смену апартаментам не пришли хранилища национального архива и до исчезновения при Луи Филиппе французского сада.

Мы в первой комнате парадных апартаментов первого этажа. Эту комнату занимал принц Эркюль Мериадек. Проекту внутренней отделки, предложенному Деламером, принц Мериадек предпочел проект архитектора и декоратора Германо Бофранка, который отобрал работы многообещающих молодых художников, Карла Ванлоо, Франсуа Буше, Жана Ресту и Шарля Тремольера, которые позже господствовали в живописи и декоративных искусствах эпохи просвещения. Главная тема отделки, тема любви в мифологии. Эта тема была вобрана в связи с заключением брака между принцем Эркюлем Мериадеком и вдовой Мари Софи де Курсийон, которая была моложе его на сорок лет. Проводится параллель между любовью и войной. Здесь представлена метафора, согласно которой любовная игра подобна полю сражения. На украшении двери ведущей в салон изображен Кефал. Это не робкий воздыхатель, но молодой воин с оружием готовый к борьбе.

Мы в овальном салоне принца де Субиза, Эркюля Мериадека. Отделка выполнена архитектором Германом Бофранком, это типичный стиль рококо. В деревянной отделке салона встречаются растительные элементы, цветы, пальмовые листья, оплетавшие огромные зеркала, элементы, связанные с животными, крылья птиц, мыши, в нижней части настенных аппликаций, а также, главным образом на потолке, орнаменты с раковинами. Надо понимать, что в XVIII веке большие стеклянные двери салона выходили в сад, естественный свет, запахи сада, цветов, экзотических деревьев, которые там выращивали, проникали в салон. С наступлением ночи свет люстр и свечей бесконечно преломлялся в огромных стеклах.

Парадная лестница, реконструированная при Луи Филиппе, вела в апартаменты принцессы. Стены вдоль лестницы украшали фрески Брунетти, подобно лестнице особняка Делуин, которая сейчас находится в музее Карнавале.

Теперь осмотрим парадную комнату принцессы Марии Софии де Курсийон. Отделка этой комнаты, как отделка всей главной части особняка, была выполнена в 1735 году. Это было приурочено к свадьбе Эркюля Мериадека. Что сразу поражает, это кровать в императорском стиле и конечно балюстрада. Надо учесть, что балюстрада была привилегией закрепленной исключительно за принцами крови. Изображение мифологических пар на позолоченных медальонах карниза, образ юпитера в отделке комнаты, все это должно было напоминать молодой принцессе де Субиз, о ее новом статусе. Десюдепорты смягчают атмосферу созданную за счет скульптур и деревянной отделки. На них изображена Минерва, преподающая искусство ткачества маленькой девочке. Это изображение призвано вызвать в памяти образ Пенелопы, символ верности, но здесь также присутствуют плохо скрытые фривольные намек.

Мы в зале, рядом с парадной комнатой принцессы, это овальный салон, который расположен пряно над овальным салонов принца. По структуре комната напоминает птичью клетку. В ней как будто бы должна была быть заперта красота молодой принцессы. Салон принцессы бесспорный шедевр Бофранка. Его отделка богата орнаментами, которым нет равных. Необыкновенные рисунки, созданные с использованием трех типов золота, коричневого, розового и ценного зеленого. Главный элемент декора этой комнаты панно Натуара, представляющее восемь сцен истории Психеи. Эта работа оказала сильное влияние на современников. Ее описание встречается практически во всех путеводителях XVIII века, в частности путеводителя Германа Дрисса. Ее копии распространены от восточной Европы до США.

Завершая историю семьи Роган-Субиз вспомним третьего принца, владельца особняка Шарля де Рогана-Субиза, который смог выдать свою дочь Шарлоту замуж за Луи-Жозефа де Бурбона, принца де Конде. К сожалению, счастье семьи Роган-Субиз было омрачено революцией. Роган-Субизы бежали из Франции в Чехию и обосновались в замке Сихров. Там они жили на протяжении всего XIX века. В замке сохранилась прекрасная портретная галерея семьи.

Особняк де Субизов уникальное здание, которое отражает безграничные амбиции династии, которые по размерам своего богатства легко могла соперничать с самыми знатными дворами Европы. Особняк хорошо сохранился благодаря Наполеону, который передал здание в ведение государственного архива в 1808 году. Так он уберег его от спекуляций с недвижимостью и разрушений временем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>