Особняк Роган

Особняк Роган

Особняк Роган

Трудно представить, что за слепой стеной скрывается огромный особняк Роганов, свидетельство взлетов и падений династии Роган-Субиз. История, которых неразрывно связана с историей Франции.

Итак, в 1700 году Франсуа де Роган-Субиз и его жена Анна де Роган-Шабо приобрели старый особняк де Гизов, чтобы превратить его во дворец достойных принцев. Небольшой участок рядом с Тамплем, на котором сейчас располагается особняк Роган, они подарили. Подарили они его своему младшему сыну Арману Гастону Максимильену де Роган-Субизу Страсбургскому епископу коадъютору получившему статус кардинала. Он занимал значительное положение, поскольку был высшим духовным лицом при короле. У него было апартаменты в Версале, а также и в Лувре.

Арман доверил строительство особняка молодому архитектору Пьеру Алексису Деламеру, которого он также рекомендовал и своим родителям. В нескольких метрах от парадного двора за тяжелыми воротами конюшенный двор, свидетельство роскошной жизни кардинала де Рогана.

Мы рядом с главным входом в конюшни, строительство которых начал Пьер Алексис Деламер, а завершил Сен Мартан. Роган, как и другие кардиналы, располагал значительным количеством карет и лошадей, о чем свидетельствуют и размеры конюшен. Эта дверь очень знаменита. Ее украшает барельеф Робера Ле Лоррена. Его прототипом послужил один из барельефов Версаля в создании, которого также участвовал архитектор. Слуги Аполлона поят лошадей влекущих солнечную колесницу. Ниже вмонтированные в стены поилки для лошадей. Проведение связей с Версалем небеспочвенно. По слухам Арман Гастон де Роган был незаконным сыном Людовика XIV. Согласно Сенсимону, их хронистом той эпохи знатная аристократка Анна де Роган-Шабо, жена Франсуа де Субиза, имела непродолжительную связь с королем, в результате которой родился Арман Гастон. Это и объясняет, например, почему Арман в столь молодом возрасте сделался кардиналом, получив возможность пользоваться щедротами французской церкви.

Мы перед фасадом особняка де Роган, выходившим в сад. Необходимо напомнить, что особняки де Субиз и де Роган располагавшиеся на территории имения де Роган-Субиз, были связаны не только улочкой, которая уже тогда называлась Ларош, а также прекрасными садами, созданными Ленотром или, по меньшей мере, под его руководством.

По этой двойной лестнице, соединяющейся на двух последовательных пролетах, можно судить о честолюбивых амбициях семьи де Роган-Субиз. Подобные лестницы можно встретить на итальянских виллах и дворцах, но также в резиденциях королей Франции, например, в замке Фонтенбло. Углеродные пары и огромные печатные станки, установленные на первом этаже особняка в 1808 году, нанесли лестнице серьезный ущерб. Она была полностью реконструирована в 1935 году, по гравюрам Пьера Жана Марриотта и чертежам архитектора Блонделя.

Это один из самых красивых интерьера особняка Роган, так называемый кабинет басен. Однако в действительности этот декор, датируемый 1732–1735 годами, был позаимствован в малых покоях особняка Субиз, которые находились позади больших залов для приемов и были предназначены для детей принца и для принцессы де Субиз. Настоящая жемчужина стиля рококо, утонченная отделка стен украшениями в виде раковин, пальмовых ветвей и гирлянд, была выполнена декоратором Жаком Фербектом, прославившемся в качестве человека украсившего малые покои в Версале. На сероватых панно позолоченные медальоны, на которых изображены с доселе невиданной естественностью сюжеты басен Изипа и итальянского поэта Апстения, в которых черпал вдохновение Лафонтен. Это небольшое помещение было на самом беле салоном одной из дочерей принца. Декор помещения должен был воспитывать в молодой принцессе скромность, чувство меры и честность. То есть отделка несла в первую очередь моральную функцию.

Идем дальше, музыкальная гостиная особняка Роган. Отделка гостиной была осуществлена при Армане де Субиз, кардинале де Субиз, то есть внучатом племяннике Армана Гастона Максимилиана. Это работа скульптора декоратора Пьера Ланш, который также участвовал в отделке кабинета с обезьянами замка де Субиз. Внутренним убранством салона также занимался первый художник короля, Жан-Батист-Мари Пьер. Он своей славой особняк обязан не отделке выполненной при Армане де Субизе, а в первую очередь легенде связанной с именем последнего кардинала семьи Луи Рене Эдуарда де Рогана Субиза увековеченный Александром Дюма в знаменитом романе ожерелье королевы. Кардинал де Роган желавший снискать расположение королевской четы, решил подарить королеве Марии Антуанетте прекрасное ожерелье, созданное самыми выдающимися ювелирами эпохи, Бамером и Боссанжем. Высокородная авантюристка графина де Ламот обманула кардинала, похитила ожерелье и скрылась со своим любовником. Разгорелся скандал. Король потребовал, чтобы кардинал де Роган, представитель одной из самых знатных семей Франции был задержан прямо во время религиозной церемонии в Версале.

Но главное сокровище кардиналов де Роган это вероятно кабинет с обезьянами, роспись которого заказали художнику Кристофу Юэ. В то время был в моде китайский стиль, в котором Юэ считался большим специалистом. Что же представляет собой эта комната? Перед нами традиционные занятия маленьких французских аристократов XVIII века, то есть их игры. Это ходули, качели, мыльные пузыри, игра с воланом, предшественница бадминтона, это жмурки или чехарда. Этому всему придают забавный оттенок изображение обезьянок, благодаря которым комната получила свое название. Они предаются различным занятиям, смешным, а иногда даже непристойным. Обезьянки музыканты, обезьянки, играющие в жмурки, есть даже обезьянка, которая пытается потушить свечу, подпустив душок. Это полностью соответствовало духу развязанного XVIII века.

После смерти знаменитого кардинала де Рогана, замешенного в афере связанного с ожерельем королевы. Во время революции на особняк де Роган был наложен секвестр. Мебель и предметы обстановки были распроданы. В 1808 году Наполеон приобрел от имени государства особняк де Роган и особняк де Субиз. В последнем был устроен императорский, впоследствии государственный архив. А в особняке де Роган была размещена императорская, впоследствии государственная типография. Типография просуществовала до 1927 года, когда особняк был выкуплен государственным архивом. Объект нуждался в серьезной реставрации. Так внутреннее убранство первого этажа, к сожалению, было полностью уничтожено.

Из-за соображений безопасности особняк был закрыт для посещений. Он до сих пор не оправился от перипетий своей богатой и продолжительной истории. Он также хрупок, как и клумба его французского сада, разрушенная сильной жарой 2003 года. Особняк нуждается в финансировании, которое помогло бы ему возвратить былое величие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>