Особняк Потоки

Неизвестный дом

Неизвестный дом

В 1860-м году Париж приобрел свои современные границы благодаря присоединению соседних коммун. В восьми новых округах было достаточно много места для строительства. На этой территории, вблизи триумфальной арки, и был расположен надел унаследованный в1878 году польским графом Николаем Потоцким. На месте прежнего строения по его заказу, архитектор Жюль Ребуль возвел прекрасный особняк. В 1920-е годы, после смерти Потоки, особняк приобрела торговая палата Парижа.

Мы перед фасадом особняка Потоки. Сегодня здесь располагается торгово-промышленная палата Парижа. Он был выстроен по заказу выходца из семьи польских аристократов графа Николая Потоцкого, фамилию которого стали произносить на французский манер, Потоки. Заказ получил архитектор Жюль Ребуль. Строительство было завершено в начале 1880-х годов. Мы на авеню Фридланд, в северной части Елисейских полей, рядом с площадью звезды и равниной Монсе, которая в конце XIX века была мало застроена, тем самым предлагая большой простор людям желающим строить просторные дома.

Самый зрелищный элемент фасада, безусловно, это монументальные двери из бронзы изготовленные мастерской Кристофль, с ее пышным декором, типичным для конца XIX века. В частности это львиная лапа в нижней части двери. Однако эту дверь, за которой скрывалась роскошная лестница, открывали только по особым случаям.

Итак, мы входим в особняк Потоки по парадной лестнице, это главная лестница особняка. По ней поднимались гости, лестница вела в зал для приемов и жилые комнаты. Ожидаемый эффект безусловно связывался со зрелищностью и величием отделки. Для отделки лестницы архитектор использовал несколько видов мрамора и бронзу, из мастерской Кристофле с применением метода гальванопластики. Именно такую монументальную лестницу и желал получить заказчик.

В архитектуре, как и в дизайне, XIX век отличается эклектичностью. Время подражания королевскому стилю прошло. Настала эпоха смешения стилей, откуда и проистекает многообразие форм материалов и цветов. Эта лестница прекрасная тому иллюстрация. Больше всего поражает размер лестницы в сравнении с размерами особняка. Здесь можно усмотреть влияние владельца, поляка по происхождению, который хотел придать своему Парижскому дому образ дворца центральной Европы. Дополнительный элемент отделки, придающий лестнице богатство, фламандские ковры, произведенные приблизительно в 1660-м году в Брюсселе. Здесь полная коллекция из шести ковров, рассказывающих историю рыцаря Сесиля, жившего в XV веке.

Выходец из знатной польской семьи Николай Попоцкий или Николя Потоки прибыл во Францию в 1865 году в возрасте 10-и лет. Несмотря на привязанность к родине, он превосходно вписался в круги Парижских аристократов. В 1870-м году граф женился на итальянке. Поскольку в польском языке фамилии изменяются по родам, она получила фамилию Потока.

Итак, мы заходим в салон графини Потока. В интерьере этой комнаты появился дух эклектики, свойственный XIX веку. Деревянная отделка, расписанный потолок. Здесь в нише, на месте гобеленов в свое время располагался портрет графини, нарисованный Баненном в 1880-м году. Эмануэла Пеньятелер родилась в 1852 году в Неаполе. Ее отец был послом Неаполя в России. Она вышла замуж за Потоки в 1870-м году. Эмануэла полная противоположность мужа. Светская дама, интеллигентная и остроумная женщина. С 1882 года графиня часто принимала в этой комнате многочисленных, знаменитых и выдающихся мужчин. Писатели, поэты, политики, самым известным среди них был Ги де Монпассан. Графиня Потока безраздельно правила в своем салоне макавеев. Происхождение названия салона неизвестно. О ней существовали различные мнения. Ее считали эксцентричной, волевой, а иногда вульгарной и наглой. Сложившееся о ней мнение в купе с ее острым язычком привели к тому, что она довольно быстро порвала со светским обществом и осталась в изоляции.

Мы вступаем на личную территорию графини Потока. Мы в ее спальне стены которой сохранили первоначальный декор. Они полностью в духе XIX века. Это очередное свидетельство эклектичного стиля той эпохи. Позолоченный лепной орнамент, десюдепорты и потолки оформленные в стиле Буше. На украшениях дверей художник представил графиню Потока в образе соответствующем назначению комнаты. Здесь между двумя этими колоннами соединенными балюстрадой располагалось кровать графини. По обе стороны двери, которые вели в покои графа, а двери с этой стороны вели в будуар графини, в антресоли, над которым располагалась ее ванная комната. Эта чудесная комната использовалась только пять лет.

Особняк был построен в 1882 году, а в 1887 году граф и графиня развелись. Графиня Потока поселилась в особняке Ветее, где, в конце концов, умерла в крайней нищете. Что касается Николя Потоки, то у него было много имений во Франции, в том числе возле Рамбуйе, еще один особняк в Париже, вила в Ницце. Таким образом, этот особняк почти не использовался до кончины графы в 1921 году. Граф ничего не оставил бывшей жене с которой развелся более 30-и лет назад. Он завещал свое состояние дальнему родственнику, жившему в Польше. Последний все продал.

Мы в соду особняка. Именно так выглядел сад в ту эпоху. Первоначально, то есть во времена семьи Потоки, особняк состоял только из центрального здания. Два года спустя после смерти Николя Потоки в 1923 году особняк был выставлен на продажу. Его приобрела торговая палата Парижа. В связи с производственной необходимостью здание пришлось расширить. Были необходимы кабинеты, залы для приемов, рассчитанные на несколько сот человек, большая библиотека. Так в 20-е годы появилось первое крыло на улице Бальзака, а затем, в 30-е годы, было построено второе крыло здания, в котором также расположились помещения, палаты.

Сохранение нескольких элементов первоначальной отделки и оформление новых помещений в стиле арт деко позволили особняку Потоки сохранить свой эклектичный стиль. Торговая палата обратилась к одному из самых знаменитых дизайнеров 20-х годов, Жаку Эмилю Рульману, который помимо прочего занимался отделкой этого величественного зала. Здесь прошло торжество по поводу размещения палаты в этом здании в декабре 1927 года. На церемонии присутствовал президент республики Гастон Думерг.

Жаку Эмилю Рульману удалось при незначительных средствах создать роскошный образ зала. Это проявляется в музыкальной отделки картуши, обрамлении дверей, люстры и бра. Эти колонны, они бесполезны с архитектурной точки зрения, однако делают зал похожим на галерею и предают ему монументальный вид. Люстры из горного хрусталя спроектированные Рульманом были одни из первых люстр, созданных для электрического освещения, которое начинало распространяться в начале XX века. Этот зал за время своего существования принял десятки первых лиц государств, тысячи посетителей. Здесь происходили важнейшие переговоры и встречи руководителей предприятий обращавшихся в торгово-промышленную палату Парижа. Здесь проходили и протокольные мероприятия, например, прием Елизаветы II в 1957 году.

Торговая палата Парижа была создана в 1803 году, при Наполеоне. В 1960 году она стала именоваться торгово-промышленной палатой. Она играет значительную роль в экономической жизни Парижа. Торгово-промышленная палата это организация, которой ее руководители постепенно сильно привязываются, чему способствует это место. В этом есть какая-то загадка. Привязываешься к вещем, к месту, в кабинете руководителя раньше располагалась спальня, женская спальня. Конечно, об этом руководитель не вспоминает, приходя на работу, но все равно он к этому привязывается. Это здание которое любят все сотрудники, это волшебное место.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>