Особняк Монако

Особняк Монако

Особняк Монако

В XVIII веке семьи Парижских аристократов строили свои особняки в Парижском пригороде Фобур Сен-Жермен. Трудно представить, что здесь, недалеко от дома инвалидов. В конце аллеи идущей от улицы Сен-Доминик скрывается такое монументальное строение.

Построенный в 1774 году Броньяром, особняк был полностью реконструирован в период июльской монархии. Среди его владельцев знаменитые личности, принцесса, маршал периода империи, послы, английский миллиардер, борон промышленник, торговец предметами искусства. С 1936 года в особняке размещается посольство Польши.

Мы в самом центре 7-го округа, в свое время это был пригород Сен-Жермен. Пригород Сен-Жермен, застроенный в основном особняками, среди которых и особняк Монако, построенный по заказу принцессы Монако Мариней де Бриньоль. Фасад создан знаменитым в эпоху Людовика XV архитектором Броньяром, который проектировал также здание Парижской биржи. Согласитесь, великолепное здание.

Мария де Бриньоль, писательница, происходившая из знатной генуэзской семьи. Ее отец был дожем Генуи. Она развелась с монакским князем Оноре III, представителем династии Гримальди Мантиньон. Особняк Мантиньон, в котором находится резиденция премьер министра, это особняк князя. Когда Мария решила развестись со своим мужем, она заказала строительство этого особняка.

Принцесса монакская мало жила в своем особняке, поскольку ей и ее любовнику принцу Конде, пришлось бежать от революции 1789 года. Особняк перешел к государству, а затем Наполеон подарил его одному из своих сторонников, маршалу Даву. В течение 22-х лет особняк арендовал посол Австрии, граф Аппони, дававший в нем многочисленные балы и приемы. Вдова маршала Даву решила продать особняк одному из богатейших банкиров Европы. Банкиру англо-голландского происхождения Уильяму Хоупу. Его банк в то время по значимости можно сравнить с банком Ротшильда. То есть Хоуп владел самым крупным европейским бизнесом. Он решил увеличить здание.

Чтобы реализовать свою задумку Хоуп обратился к архитектору Феделю, ученику Броньяра. Благодаря Феделю здание приобрело свой современный облик, огромной резиденции с парадным двором, где мы сейчас и находимся. По его проекту были выполнены боковые флигели и подъезд, который придает особняку более величественный вид, чем во времена принцессы монакской. Тогда в нем чувствовалось присутствие женщины. Он был более скромным, не таким пышным снаружи. А сейчас, перед нами, настоящая Парижская резиденция первой половины XIX века.

Сейчас трудно представить то здание, которое построил Броньяр, однако все же можно попытаться. Размеры комнат первого этажа с того времени не изменились. Это частные апартаменты принцессы монакской на первом этаже особняка. Отделка, которую вы видите, это декор типичный для XVIII века, однако создан он был при реконструкции в начале XIX века. Вы можете отметить элементы свойственные стилю эпохи Людовика XV и стилю регентства, с решетками и розетками. Подобный декор отличается необыкновенной элегантностью, но он достаточно сдержан. Здесь много позолоты, но, как видите, мало архитектурных элементов. Салон довольно уютный, что естественно для частных апартаментов.

Монументальная лестница, построенная Феделем во флигеле, говорит о размахе работ предпринятых при Уильяме Хоупе. Сеньориальная резиденция XVIII века превратилась в настоящий дворец Парижской знати, в котором протекала светская и культурная жизнь города. Декор этой лестницы очень эклектичен. Здесь и колоны, тяготеющие к коринфским, и амурчики, характерные для стиля эпохи Людовика XV. Можно обнаружить элементы, возвращающие к французскому маньеризму. Например, эта маска над входной дверью. Ну и разумеется мебель. Знаменитые позолоченные подсвечники в стиле Луи Филиппа.

Во время строительства весь Париж был наполнен слухами. Неудивительно, что вернисаж, прошедший в парадных помещениях особняка в 1842 году остался надолго в памяти гостей потрясенных обилием золота, мрамора и великолепными люстрами. Все здесь провозглашает возвращение ослепительного стиля Людовика XIV, что получило название необарокко.

Мы на втором этаже в парадных залах. Здесь проходили наиболее пышные приемы, светские и официальные вечера. Мебель, которую вы здесь видите, это мебель той эпохи, но эта мебель не принадлежала владельцу особняка. Польское посольство приобрела предметы обстановки относящиеся главным образом к XVIII веку. Эти полотна, полотна итальянских школ начала XVI века, то есть это уже итальянский маньеризм. Эти полотна из запасников государственных музеев Польши.

Эта анфилада подчеркнуто роскошных комнат была создана для мужчины, у которого не было семьи. Уильям Хоуп коллекционировал картины, предметы искусства и женщин, особенно он был увлечен актрисой Дженни Колон, которую поэт Нерваль воспел в своем произведении Аврелия.

Теперь мы в музыкальном зале. Это название было дано неслучайно, он задумывался как зал для исполнения музыки, зал для танцев. Но он музыкальный еще и потому что элементы его декора также имеют отношение к музыке. Вы можете заметить лиры на капителях колон и на фризе. Музыкальной темой проникнуты и полотна над дверьми. На них изображены мифологические сюжеты связанные с музыкой. Вот греческий бог Пан, играющий на своей флейте, а здесь Аполлон, играющий на виолончели. Это немного отличается от сложившегося образа греческих богов.

На протяжении всего XIX века особняк не покидали музыканты, писатели, аристократы, светские львы. Принцесса Саган, унаследовавшая особняк в 1873 году после смерти отца, организовывала в нем пышные тематические балы. Руст черпал здесь вдохновение при создании образов ряда персонажей и нескольких незабываемых сцен романа «В поисках утраченного времени».

С эти особняком связано начало музыкальной карьеры Шопена в Париже. Речь идет о невероятном стечении обстоятельств. Шопен приехал в Париж в начале 30-х годов XIX века. Его первый концерт прошел в зале Плиель. Он прошел не очень успешно. Удрученный этим обстоятельством Шопен, решил покинуть Париж, но, тем не менее, принял приглашение графа Аппони, посла Австрии, резиденция которого располагалась в особняке Монако, дать концерт. Концерт прошел с триумфом, тем самым положив начало Парижской карьере Шопена.

В начале XX века особняк был куплен торговцем предметами искусством Жаком Селигманом. Он организовал музей торговый дом, где выставлял предметы искусства, которые показывал только таким богатым покупателям, как Моисей Комондо. Селигман стал последним частным владельцем особняка Монако. В 30-е годы XX века его сын продал особняк.

Польша приобрела это здание в 1936 году, скорее это был весьма выгодный для страны обмен. На участке где располагалось посольство Польши, было решено возвести дворец Токио, музей современного искусства города Парижа. Его строили для всемирной выставки 1937 года. Французские власти предложили польскому правительству обмен. Благодаря такому обмену Польша получила этот прекрасный особняк. В нем с тех пор и располагается польское посольство.

Затем последовал захват Польши фашистами, вторая мировая война, помещения страны под опеку Советского союза. Во время холодной войны Польское посольство напоминало разделенный лагерь, так продолжалось до падения Берлинской стены.

Фасад особняка со стороны сада довольно прост, отделки практически нет. Я бы хотел обратить внимание на ставни. Я не раз слышал от французов, что в то время когда генерал Ярузельский ввел чрезвычайное положение в Польше в декабре 81-го года, ставни всегда были закрыты, и здание было похоже на бункер. Теперь ставни всегда открыты, этим демонстрируется, что Польша всегда открыта для Франции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>