Особняк Масса

Особняк

Особняк

В Париже, между обсерваторией и госпиталем Кошан, расположен особняк Масса, в нем находится общество писателей. Здание органично вписалось в ландшафт, исключительный случай парижской архитектуры. Особняк был перемещен и реконструирован далеко от того места где был построен.

Мы рядом с особняком Масса. Это одно из последних зданий в стиле Людовика XVI построенное между 1777-м и 1785-м годами. Оно построено для некого Дэниса Филибера Теру де Монсонжа, который занимал не слишком высокий пост в государстве. Возникает вопрос, каким образом ему достался этот небольшой особнячок. Здание построено на елисейских полях, в квартале имевшем, мягко говоря, дурную репутацию.

Вероятно, этот особняк служил домом свиданий для Парижской аристократии. Здесь проходили любовные свидания графа д'Артуа, брата Людовика XVI. Из шести особняков расположенных в то время на елисейских полях сохранился только этот, построенный архитектором Лебурсье.

Это небольшой Парижский особняк эпохи Людовика XVI. После изогнутых линий эпохи Людовика XV, мы наблюдаем к возвращению более строгому классическому стилю с преобладанием прямых линий. Это здание расположено в саду, имеет четыре фасада, в отличие от классических особняков, построенных между двором и садом. В данном случае все фасады открытые для обозрения. Простой карниз, простой фриз с атрибутами характерными для конца XVIII века, якорь и весло, кадуцей, обвитый двумя змеями и рог изобилия, а также любовные символы, символы семьи и брака, и гирлянды. Им не стоит предавать особого значения, это просто типичный элемент отделки XVIII столетия.

После революции, здание перешло к государству. Несколько лет оно было заброшено, затем с 1805 по 1815 годы его занемел некий Марис Калькви, посол Италии в Париже. Сам Наполеон и представители высшего общества того периода участвовали в его костюмированных балах, на которых танцевали кадриль. После падения режима империи собственники сменяли друг друга. Среди них был и сын Талейрана, проживший здесь до установления второй империи.

С 1853 года особняк принадлежал семье герцога де Масса, который жил в нем с 1857 года до войны 1870-го. Разумеется тогда особняк располагался еще на елисейских полях. Увидев немецкие войска на елисейских полях, герцог де Масса под влиянием патриотического чувства, которому следовали многие жители этого квартала, закрыл ставни своего дома и пообещал их открыть только тогда, когда Франция возьмет реванш у Германии. Денди и фотограф Альфред де Масса не сдержал своего обещания, в его особняке проходили праздники, гремевшие на весь Париж. После его смерти в 1913 году особняк опустел. В 1925 году Теафиль Бадер, в то время президент галереи Лафоет, решил приобрести участок, чтобы построить комплекс банков и магазинов.

Особняк Масса ждала вторая жизнь. В его стенах обосновалось общество писателей. Среди писателей, членов общества был Эдуард Эрио, который также был министром публичного воспитания изящных искусств. Он заинтересовался проблемой и предложил переместить здание, кирпич за кирпичом с елисейских полей на участок, который он обязался выделить обществу писателей в пределах садов обсерватории. Так особняк Масса оказался здесь, рядом с обсерваторией. Перемещение здания происходило в 1927-м и 1928-м годах. В первый год все кирпичи были пронумерованы, руководство работами было поручено главному архитектору Парижа по историческим сооружениям Андре Ванву. В течении второго года, на 5 тонных грузовиках камни перевезли с Елисейских полей к обсерватории.

Чтобы отблагодарить Теафиля Бадера за финансовую помощь при перемещении здания, общество писателей решила приобрести мебель в мебельном ателье галереи Лафоет. Бадер так и некогда не получил оплату за 110 предметов мебели в стиле артдеко, которые до сих пор служат обществу писателей.

Это зал имени Жака Телюа. Такое название комната получила год назад, в честь одного из наших спонсоров. Ранее здесь располагалась гостиная герцога де Масса. До него эта комната также служила гостиной. Это единственное помещение в здании, где сохранились некоторые элементы оригинальной отделки, в частности этот замечательный Версальский паркет. Здесь часть мебели в стиле артдеко, канопе из лимонного дерева, превосходный миниатюрный геридон с отделкой из камня, на нем чаша Бенара. В этом зале несколько прямоугольных колонн Мориса Дюфрена. На этой установлен небольшой бюст Валерии.

Один из предметов гордости общества писателей, это наша коллекция бюстов, начало которой было положено в 1885 году, когда общество размещалось на шоссе Дантан. Идея состояла в том, чтобы попросить знаменитых скульпторов подарить обществу серию бюстов писателей. Так появились работы Васело и Шапюи, выдающихся скульпторов своего времени. Третий скульптор сам связался с обществом писателей, он сказал, что для него было бы честью, если бы в обществе писателей появился созданный им бюст Виктора Гюго, который был одним из основателей общества. Он был так горд своим подарком, что оставил свою огромную подпись на подставке. Теперь общество гордится, тем, что у них есть бюст, созданный Раденом, поскольку речь идет именно о нем. Он был еще не так известен, когда подарил бюст Гюго.

Бальзак, Гюго, Дюма, Жорж Санд, Денуайе, Арагон и ряд других писателей стояли у истоков общества писателей, созданного в 1838 году, для защиты интересов и авторских прав писателей. Эти выдающиеся личности собраны на этом сотканном в 50-е годы полотне Жорже Ронье, размещенном в зале для конференций и на месте, где во времена герцога де Масса висел портрет Наполеона.

Это святая святых особняка де Масса, спальня. Теперь здесь, как видите, зал заседания правления общества. Комната обставлена мебелью, которую общество получило в 29-м году, когда особняк был оформлен в стиле артдеко. Этот стол красного дерева, 24 стула орехового дерева, 2 комода работы Жало, 4 колонны сапели из красного дерева, выполненные по рисунку Морис Дюфрена, на них 4 вазы, это керамика Жана Берена. Все вазы выполнены в различных техниках и имеют различную форму. А это полотно Капьелло. На нем представлены члены общества в 31-м году.

Мы входим в небольшой салон, где собраны самые интересные элементы обстановки в стиле артдеко. Это салон Леона Жело, очень своеобразный, украшенный изгибами и завитками, но, тем не менее, это чистый стиль артдеко, без каких либо дополнений. Оригинальные материалы, никакой живописи, никакой скульптуры. Эти два предмета выполненные в одном стиле, вогнутые линии, закругленные углы, все очень однородно.

Это портрет Иветты Гилберт, она была членом общества писателей. Ее муж завещал обществу помимо этого портрета, авторские права на песни Иветты. Таким образом, каждый раз, когда по радио передают песню Иветты, фонд нуждающихся писателей поступает небольшая сумма.

Мы в кабинете председателя общества писателей. Здесь также есть ряд предметов обстановки в стиле артдеко. Большой стол Бюро, низкий столик и кресла, ну и, разумеется, ряд предметов связанных с литературой. На мой взгляд, самый интересный из них, слепок руки Бальзака, сделанный посмертно. Кстати, кресло председателя располагается под портретом Бальзака. Именно здесь определяется политика общества, до ее утверждения в зале, который мы только что посетили.

Интернет, оригиналы рукописей, оказание поддержки авторам, это лишь немногие темы связанные с защитой интересов писателей. В 1927 году это здание было передано в пользование общества писателей на 99 лет. Будущее покажет, останется ли особняк Масса пристанищем для писателей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>