Особняк Бурьен

Особняк

Особняк

Мы в 10-м округе Парижа. За этими ничем не примечательными воротами скрывается сокровище архитектуры, особняк Бурьен. Сохранившийся в хорошем состоянии, хотя построен он был более двух веков назад. Его история началась незадолго до революции.

Итак, мы в квартале, расцвет которого пришелся на конец XVIII века. В 1789 году этот участок приобрела мадам Донкьер, по заказу которой было построено здание. События 1789 года не позволили ей сохранить дом за собой. Сначала его снимал господин Лормье Лаграф для своей жены и дочери, которая в 1792 году вышла замуж за Антуана Амилена. Супруги не очень хорошо ладили, и в 1799 году молодая женщина выставила дом на продажу. В 1701 году особняк приобрел Антуан-Фовеле де Бурьен. Эти два человека, мадам Амилен и господин де Бурьен, и определили то, как выглядит дом изнутри.

Каждый из них занимал особняк с перерывами. Фортюне, приехавшая с Антильских островов и выданная замуж в 16 лет, следовала за своим супругом в итальянских компаниях Бонапарта. Бурьену особняк принадлежал с 1801 по 1824 год, но в период первой империи его уличили в растрате и выслали из Парижа. После Бурьена собственники сменяли друг друга до 1886 года, когда здание приобрели предки нынешней владелицы здания госпожи Монье, но, ни один из них не менял внутреннюю отделку помещения.

Отделка этого особняка производилась в период директории консулата, то есть между 1795 и 1804 годами. Отделка, выполненная в этот период, испытала на себе сильное влияние античности, раскопок Геркуланума и Помпеи. На эпоху Людовика XVI пришлось обращение к античности в архитектуре, которая достигла своего апогея в период империи.

Итак, начнем наше знакомство с убранством дома с потолка, в котором сочетаются два стиля. Стиль эпохи Людовика XVI, это четыре элемента, земля, воздух, вода и огонь. Покров в центре потолка, который держат за края маленькие амурчики, это уже стиль директории. Обратите внимание на богатую отделку карниза. Этот пол эпохи реставрации. При его изготовлении использовано несколько парод деревьев, красное дерево, палисандр, амарант, дуб, крапчатый клен и лимонное дерево. Поэтому замечательному полу проходим в столовую. Отделка в этой части столовой симметрична. Четырем колоннам с этой стороны соответствуют четыре колонны с другой. Симметрия прослеживается и в отделке стен, в которой явно прослеживается влияние античности.

В 90-е годы XVIII века в особняке поселились Фортюне Амилен и ее мать. На создание этого элегантного декора, сочетавшего в себе деревянную отделку, лепнину и фрески, дамы не поскупились. В комнатах, выполненных в цветовой гаме напоминавшей хозяйкам об Антильских островах, они принимали многочисленных гостей, среди которых, был и влиятельнейший Фуше, будущий министр полиции при Наполеоне.

Теперь войдем в большой салон, где мы также отмечаем симметричную отделку. Так дверям, выходящим в сад, соответствуют зеркальные двери в этой части комнаты. Достаточно даже четвертой части комнаты, чтобы заметить систематическое повторение одних и тех же элементов. Медальоны с античными войнами, античные сюжеты в ромбовидных рамках, лепнина, обратите внимание, дверные ручки украшены пальметтами и розетками, также имеют форму ромба. Десюдепорты, то есть вставки над дверью украшены изображениями женщин в античных нарядах, окруженные причудливыми узорами. Вы видите какая богатая отделка у потолка. Лавровые венки, изображения голов античных героев, крылатые львы.

Итак, мы в большом салоне. Вероятно именно здесь Бурьены устраивали приемы. А вот их портреты. Бурьен учился в Бриенне с Бонапартом, потом стал его секретарем. В 1802 году он оказался замешен в растрате, был вынужден оставить свой пост. Благодаря вмешательству Жозефины его назначили консулом в Гамбург.

Службу в Германии можно сравнить с золотой клеткой. По возвращению во Францию в 1813 году богатство, нажитое сомнительным путем, позволило Бурьену давать роскошные приемы в своем особняке, интерьеры которого стали еще богаче. Среди многочисленных известных гостей Бурьена была и Фортюне Амилен, бывшая владелица дома.

Теперь мы в покоях, которые, вероятнее всего, занимала мадам Амилен. Нет сомнений в том, что идея декора принадлежала женщинам. В убранстве этой комнаты еще прослеживается влияние эпохи Людовика XIV. Обратите внимание на гирлянды, букеты цветов. Тем не менее, здесь уже начинают просматриваться элементы античности. Античные персонажи, вазы, симметрия, интересно отметить, что в декоре стен полностью отсутствует лепнина. Все украшения нарисованы, это в корни отличается от того, что мы видели раньше. Убранство комнаты более сдержано, стены абсолютно плоские, в декоре потолка присутствуют райские птицы и бабочки, которые должны были напоминать мадам Амилен о ее детстве, проведенном на островах. Особый интерес представляет изображение в центральной части потолка, на нее сразу же падает глаз при пробуждении. В лучах утреннего солнца Амур и Психея выглядят очень реалистично.

Этот мифологический сюжет, символ вечной любви не соотносится с образом Фортюне. После того, как брак Фортюне распался, среди ее любовников побывали многочисленные маршалы, в том числе и Шатобриан. Он своей популярностью, прекрасная креолка, была обязана своему таланту танцовщицы и законодательницы моды. Идея обращения к античным нарядам принадлежала именно ей. Однажды экстравагантная Фортюне вызвала настоящий скандал, выйдя на прогулку по елисейским полям с обнаженной грудью.

Теперь проследуем в другое помещение, которое было отреставрировано следом за салоном, в котором мы только что были. Реставрация этой ванной комнаты пришлась на 2006–2007 годы. В декоре опять прослеживается симметрия. Пьедесталу, поддерживающему ванную, соответствует возвышение с этой стороны. Здесь довольно интересный арочный потолок, в центре которого расположено три стеклянных купола. Когда верхнего этажа еще не было, через них проникал свет. Необычное убранство полностью навеянное египетскими мотивами. Следует обратить внимание на расположение этой комнаты. В доме мадам Амилен была ванная комната, но маловероятно, что она располагалась здесь. Скорее всего здесь располагался небольшой будуар, где в интимной обстановке можно было принимать гостей, то есть некий салон в преддверии ванной комнаты.

Будуар единственное помещение в декор, которого были внесены изменения в начале XIX века. Остальная часть здания оставалась в первозданном виде, до его покупки промышленником Шарлем Тюле, который изначально собирался снести здание.

В 1886 году Шарлем Тюле приобрел здание, состоявшее из двух этажей и чердака основного здания и двух этажей флигелей. Всего остального тогда еще не было. Обратите внимание на декор фасада, на нем изображение богини победы с венками. Украшение присутствует и на карнизах здания.

Итак, после приобретения особняка, который он все-таки решил сохранить, Шарль Тюле построил это подсобное помещение с использованием материалов модных в то время, таких как кирпич. Между двумя зданиями существует сходство и даже некая гармония. В верхней части крыши строения возведенного Тюле есть те же элементы, что в основании особняка. Новый владелец решил надстроить основное здание. Определенное сходство есть и в том, что оба здания плоские крыши. Итак, третий этаж был надстроен Шарлем Тюле.

И именно он в 1923 году добился закрепления за зданием статуса памятника истории. Особняк получил имя Бурьен. После смерти Тюле резиденция перешла к его племяннику, отцу госпожи Монье. Она живет здесь с 1981 года и самоотверженно заботится о сохранении этого уникального особняка. Редкий для Парижа случай, когда частный дом открыт для посещений публики.

«Это очень интересное дело, но в тоже время очень хлопотное. Здесь все время ест работа. Всегда. Все время что-то нужно ремонтировать, постоянно какие-то сюрпризы. Недавно водопровод сломался. Придется менять все трубы. Иначе говоря, поддержание в порядке такого особняка нелегкая задача. Чтобы содержать дом, мы сдаем его для проведения приемов, свадеб, съемок фильмов, фотосессий. Конечно же, нам бы хотелось, чтобы он остался в семье. С эти домом связано много воспоминаний. У меня четверо детей. У каждого из них своя жизнь, своя работа. Не знаю, продолжат ли они мое дело. У них свои заботы, и я их не заставляю. Они молодые, им виднее» - рассказывает Франсуаза Монье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>