Мост Плугастель, первое применение железобетона

Мост Плугастель

Мост Плугастель

Во второй половине XIX века была создана новая концепция, полностью изменившая характер строительства и архитектуры. Идея упрочнения обычного бетона железом или сталью привела к созданию абсолютно нового конструкционного материала вобравшего в себя лучшие свойства всех своих компонентов.

В Бресте на севере Франции находится мост Плугастель. Он был построен в 1930 году Эженом Фрейсинет. Равных ему бетонных мостов не было и нет во всем мире. Это выдающийся памятник виртуозному инженеру конструктору Фрейсинету, одному из пионеров использования железобетона.

Мост состоит из трех огромных бетонных арок с пролетами длиной 190 метров с двух ярусным полотном, предназначенным для автомобильного и железнодорожного движения. Центральная арка поднимается над водой на высоту 35 метров для того, чтобы под ней могли проходить корабли. В 80 годах XX века было решено, что мост стал слишком узок для автомобилей, поэтому рядом с ним был сооружен новый висячий мост. Старый мост оставили для пешеходов и велосипедистов.

Еще в древности люди умели получать и использовать бетон в качестве строительного материала, но только в XIX веке люди догадались вставить в бетон железные прутья, таким образом, надежно защитив их от коррозии и при этом значительно увеличив прочность и долговечность бетона. Это кусок старого армированного бетона, концы стальных прутьев, которые идут вдоль всей балки, покрыты ржавчиной, потому что находились на воздухе. Но внутри бетона прутья почти как новые.

Несмотря на то, что бетон имеет высокую прочность при сжатии, он легко растрескивается при растяжении. Упрочнение бетона сталью заключается в том, что стальные прутья воспринимают на себя растягивающие нагрузки, действующие на конструкцию. Это очень удачная композиция, потому что в сочетании сталь и бетон оказались более эффективными, чем каждый из этих материалов в отдельности.

Мост Плугастель послужил поворотной точкой в строительстве железобетонных конструкций. До того никто не мог даже поверить, что из бетона можно построить такой большой мост. Фрейсинет доказывал, что бетонный мост будет стоить гораздо меньше и будет легче, чем стальной. Он был также убежден, что этот мост будет достаточно прочным.

В 20-е годы XX столетия Фрейсинет уже знал, как следует уплотнять смесь камней, песка, цемента и воды, чтобы создать бетон прочностью до 50 Н/кв. мм. Это почти столько же, сколько может выдержать камень, и почти в два раза больше чем это было возможно в начале XX века.

Чтобы получить железобетон в опалубку предварительно укладывают стальную арматуру, а затем заливают бетонной смесью. Но впервые такой способ был применен моста через реку.

Фрейсинет разработал специальные деревянные арки, которые опирались на бетонные понтоны, а те в свою очередь держались на плову в реке и использовались как опалубка для отливки бетонных арок. Арки начинали строить снизу с обоих концов сразу и доводили практически до середины. Хитрость Фрейсинета заключалась в том, что он оставлял небольшой промежуток наверху между двумя полукружьями арки и дожидался, пока бетон с обеих сторон затвердеет. Затем при помощи гидравлических домкратов он вытаскивал арку из опалубки и устанавливал в нужном положении, просто стягивая две половины сверху. После этого ставили вертикальные опоры, на которые уже укладывался настил.

Под полотном моста должны были проходить рельсы, если бы строительство железнодорожного пути было доведено до конца. Мы находимся внутри одной из больших арок, вот так она идет до самого дна. Вся конструкция полая внутри. В отличие от каменных, арки из железобетона недолжны быть сплошными. Треугольные выступы образуются в местах соединения вертикальных опор с аркой. Почти у самого дна склон становится очень крутым, дно уже рядом, а так вода.

Мост Плугастель послужил отправной точкой для строительства следующего уникального сооружения, увековечившего память инженера Фрейсинета. Некоторое время спустя после строительства моста он разработал технологию создания предварительно напряженного бетона сверхвысокой прочности. Новый способ позволял отливать бетонные блоки, которые потом просто поднимали и соединяли в одно целое. Именно такую технологию использовал Фрейсинет при строительстве следующего моста.

Мост простоял более 70 лет, но сейчас он начал разрушаться. Дело в том, что через мельчайшие трещинки в бетоне вода проникла внутрь конструкции, в результате стальная арматура ржавела и разрушалась.

Несмотря на свой внешний вид мост имеет историческое значение. Это великолепное подтверждение широты и смелости инженерной мысли. Создав мост Плугастель Эжен Фрейсинет, открыл огромные перспективы в использовании бетона. Буквально сразу же железобетон стал использоваться повсюду. Гибкий и податливый бетон не ограничивал полета мысли архитектора, и в тоже время его прочность позволяла строить надежные и долговечные сооружения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>