Кёльнский собор

Кёльнский собор

Кёльнский собор

В XII и XIII веках в Европе начался строительный бум, вызванный развитием торговли и ростом влияния церкви. Началась эпоха готики. В этот период были построены многие известные соборы, включая и этот, величественный Кёльнский собор в германии.

Стены собора покрыты множеством украшений, но все эти кажущиеся чрезмерными украшения, в сущности, скрывают простую конструкцию арок и сводов, заимствованных у римлян. Как и в Пон-дю-Гар, в основе Кельнского собора лежит арочная структура, но существенное различие в том, что вместо круглых арок использованы стрельчатые арки. Использование таких арок позволило создать новый тип здания, которое было не только просторным и хорошо освещенным внутри, но и высоким.

Этого удалось достигнуть благодаря тому, что стрельчатые готические арки лучше передают фундаменту весовую нагрузку. Такие арки испытывают меньшее напряжение и могут быть тоньше, кроме того, симметрия арочных сводов и частота вертикальных линий предает Кельнскому собору удивительное изящество.

Кельнский собор имеет много общего с французскими соборами Нотр-Дам и Амьени. Строительство клироса в восточном крыле было начато в 1248 году, но прошло еще 600 лет до завершения пилонов западного крыла. На самом деле достройка этого здания вероятно не прекратится некогда. Местная пословица гласит: «Когда собор достроят, наступит конец света».

Бум, связанный со строительством соборов вызвал развитие техники и строительства. Оконные витражи и сводчатые потолки становились все выше и величественнее по мере того, как города стремились перещеголять соседей. Благодаря знаниям и опыту своих создателей, архитекторов и каменщиков эти сооружения простояли уже почти 1000 лет.

Камень доставляли по Рейну из Драхенфельса, что в 40 километрах вверх по течению. Старшие каменщики осуществляли общее руководство, совмещая обязанности современного инженера, архитектора и прораба на строй площадке. Это была очень престижная профессия.

Кельнский собор был спроектирован мастером Герхардом, который побывал во Франции, где он изучал технику строительства Французских соборов. К моменту его смерти в 1260 году собор уже приобрел свои очертания. Хотя многие мастера продолжали дело Герхарда, общий замысел проекта собора остался без изменения. Правила пропорций использованные в проекте первоначально были разработаны греками, а потом передавались из поколения в поколение в масонских ложах. Только гораздо позже, когда возникла строительная наука, стало понятно, как действовали правила. Каменщики знали только, что здание выстоит, если будет построено строго по правилам.

Однако при постройке зданий такой высоты возникли новые проблемы. Под давлением сводов высокие вертикальные устои могли разойтись, их необходимо было подпирать снаружи. Так как нижний ярус собора гораздо шире, чем верхний, из-за наличия боковых пределов, которые занимают большое пространство, подпорки должны находиться над нижнем ярусом. Так и возникли неотъемлемые элементы готических сооружений контрфорсы. По всему периметру собора верхние ярусы застрахованы от распора свода с помощью контрфорсов. В сущности это плоские арки, которые работают очень эффективно.

Распирающее усилие концентрируется в точке сопряжения крыши, свода и устоя. Усилие передается вдоль арки, а вес контрфорса направляет вниз, к фундаменту и препятствует опрокидыванию. Фиал, тоже важная деталь. Он увеличивает вес контрфорса и не дает арке сломать его.

Собор пережил тяжелые времена. Во время второй мировой войны он получил серьезные повреждения. Были разрушены 10 сводов центрального нефа и северного трансепта. Одна из бомб так сильно повредила пилон, что его пришлось заделать кирпичом, и он был оставлен в таком виде как напоминание о том времени.

Сейчас в соборе проводятся обширные реставрационные работы. Многие фиалы были отремонтированы, включая и то, верхушка которого отвалилась во время землетрясения 1992 года. Разработан также план защиты и очистки всего здания без изменения его внешнего вида. Со временем собор почти почернел от грязи и копоти, что придает ему почти зловещий внешний вид. Тем не менее, Кельнский собор продолжает поражать нас своей красотой и размерами.

С помощью простых ручных инструментов, тачек и лебедок, строители этих готических соборов воплощали в жизнь самые сложные строительные проекты после падения Рима. Разумная организация работ на стройплощадке и использование бригад наемных профессионалов, вместо рабского труда лежат в основе их успеха. Но все-таки больше всего удивляют их технические достижения в эпоху, когда наука еще не существовала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>