Кальтаджироне в эпоху позднего барокко

Кальтаджироне

Кальтаджироне

«Кальтаджироне, этот городок стоит на высоком холме и словно тянется к небу. У неба он взял радугу, у земли золото пшеничных полей, отблески песков пустыни, зелень олиф и дубов рощи Сан Пьетро. Все эти цвета есть в его вазах, кувшинах, амфорах, флагах, расписных изразцах. В них воспоминания о Персии, Сирии, Египте, Малаги и Севильи» - это слова Винченцо Консоло. Но после землетрясения 1693 года в хрониках было записано следующее: «Кальтаджироне, город выдающийся и по солидности сената, и по числу знатных людей, рухнул в этой вселенской катастрофе. Он полностью уничтожен».

Кальтаджироне отличается от других городов долины Валь-ди-Ното тем, что его развитие шло непрерывно с доисторического и древнегреческого периода. Уже в средние века, здесь, на вершине холма, выросли замок и главная церковь. Особый тип местности, на которой стоит город до некоторой степени ограничивал его планировку, но вовремя реконструкции после землетрясения, она была слегка изменена. В ней появилась центральная ось, идущая от подножья до вершины холма, но неразрушающее средневековое хитросплетение улиц. Реконструкция под руководством Розарио Гальярди вели лучшие архитекторы Сицилии. Они избежали монотонности. Лишь иногда в убранстве церквей и монастырей есть повторяющиеся элементы. Изогнутые линии фасадов, купола и барельефы, придали городу яркий барочный облик. Гениальные резчики по камню украшали порталы, окна и сложные карнизы. Что особенно интересно и необычно барочный образ Кальтаджироне дополнительно обогащают многоцветные керамические изразцы. Длинная монументальная лестница символ и гордость города пример того, что керамика может быть вполне уместной в отделке ступеней из вулканического камня.

Лестница ведет к церкви Санта Мария дель Монте. Она доминирует над городом, ее фасад не так пышен как другие. Он не украшен обильной резьбой и скульптурами. При этом в нем есть равновесие и утонченность. Его создала группа лучших барочных архитекторов Баталия, Марвулия и Боноюта. Рядом с церковью стоит дворец знатной семьи Ребордона.

Церковь святого апостола Иакова, возведенная в 1090 году, по воле норманнского короля была восстановлена после землетрясения одной из первых. Ее суровые пропорции контрастируют с элегантными украшениями, особенно с большими завитками второго яруса, который словно имитирует складки мягкой ткани спускающейся с тимпана и обрамляющие центральное окно.

Сохранившийся каменный фасад церкви святейшего спасителя, при восстановлении города был украшен барочными элементами. Это солидное сооружение с могучей башней производит впечатление особой мощи. Гораздо больше стиля барокко мы видим в светлом интерьере этой церкви, построенной по редкому восьмиугольному плану. Церковь святейшего спасителя место постоянного паломничества и горячих молитв католиков, потому что здесь проповедовал и был похоронен, так называемый светский священник из Кальтаджироне дон Луиджи Стурцо, идеолог современного католицизма, поборник социальных реформ, политический лидер, борец с фашизмом, изгнанный в соединенные штаты.

Романтичный мост Сан Франческа, соединяющий старый город с новым, вновь напоминает нам, что здесь идет соревнование керамики с украшениями в стиле барокко. На фасадах общественных зданий, частных дворцов, множества церквей, на балюстрадах садов, террас, на длинной лестницы церкви Санта Мария дель Монте, мы видим бордюры, панели и вазоны из керамики сверкающей на солнце. На фоне светлого туфа изразцы кажутся драгоценными камнями, оправленными в золото. Это небесное сеяние, сотворенное из глины, это празднество цветов яркой глазури, это древняя культура земли, огня и металлов, пришедшая с востока, нашла здесь, в Кальтаджироне, свое место, свою столицу.

Архитектура стиля барокко, обогащенная цветами майолики, становится роскошной декорацией для религиозных праздников. Самый известный проходит 24 и 25 июля. В эти дни лестницу Санта Мария дель Монте украшают примерно 4 тысячи масленых светильников помещенных в цветные бумажные цилиндры и расположенных по определенному рисунку, который каждый год меняется. С наступлением вечера на ступенях лестницы разворачивается ковер, из дрожащих огоньков делая ее сказочной, фантастической. Эта традиция существует в городе много веков и будет сохраняться в преть.

Землетрясение 1693 года было без сомнения самым ужасным, самым разрушительным из всех сотрясавших Сицилию. Страшная память о нем навсегда сохранится в хрониках этого острова. Причина тому и его длительность, и вызванные им повсюду страшные разрушения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>