Черно-белое барокко, реконструкция города Катания


Черно-белое барокко

Черно-белое барокко

Вулкан Этна много веков сеющий разрушение и ужас еще и сегодня пугает потоками лавы и пепла жителей сицилийского города Катания и его окрестностей. Но как мы знаем из старинных хроник вовсе не Этна, а страшное землетрясение 1693 года разрушило города этого края. Однако бедствие способствовало их удивительной реконструкции.

Жители разных городов соревновались в строительстве домов и дворцов. Новый город Катания, возведенный на руинах старого, имеет регулярную планировку, примененную, в прочем, с большой гибкостью, с учетом потребностей и пожеланий влиятельных религиозных орденов и столь же могущественных знатных семей.

Неустанным организатором реконструкции был Бжузеппе Ланца, герцога Камастра, главного викария вице-короля Испании. Его деятельность оказалась столь активной и страстной, что о нем сложили легенду. В ней говорится, что когда он ехал верхом, определяя направление новых улиц, копыта его коня высекали из камней искры. Понимая, что причиной гибели при землетрясении огромного количества людей была, как правило, слишком большая высота зданий при слабости кирпичной кладки и тесноте улиц, герцог отдал строгий и разумный приказ, возводить новые здания только по особым антисейсмическим правилам.

Английский путешественник Джордж Беркли в 1750 году в своей статье о землетрясениях пишет следующее: «Заново отстроенная Катания, стала удивительно регулярна в плане и прекрасна обликом. Дома стали ниже, улицы шире. Теперь город будет более устойчив при подземных толчках».

Весь XVIII век Катания была гигантской строительной площадкой. Сицилийские архитекторы и испанские инженеры, а также местные скульпторы и строители, при помощи финансовой поддержки государства, религиозных орденов и зарождающейся буржуазии, придали городу новую структуру и новый архитектурный облик. Была пересмотрена сама концепция пространства. Наиболее выдающимся из работающих здесь архитекторов являлся Джованни Баттиста Ваккарини из Палермо. Здания, устоявшие во время землетрясения, он перестроил в стиле барокко, часто включая в новые сооружения древнегреческие и древнеримские архитектурные элементы.

Для восстановления церквей, дворцов и домов с Этны везли темноватый, твердый камень вулканического происхождения, как нельзя более подходящий для антисейсмического строительства. Его серую мрачность освежали из белого известняка, поступавшего из Сиракуз. Благодаря своей мягкости известняк использовался для изготовления завитков и сложных орнаментов на карнизах порталов и окон, на фасадах церквей и дворцов. Так в Катания ворвался стиль барокко с присущей ему динамикой архитектурных линий, обилием декоративных элементов, театральностью новых улиц и площадей, которые почти полностью заменили собой средневековые лабиринты, из которых состоял прежний город. Мастера барокко задумывали и осуществляли слияние архитектуры с природой, разрушали границы между разными искусствами, формируя театральную городскую среду, создавая из камня произведения подобные творениям природы, вплавляя скульптуру в архитектуру, соединяя единым замыслом мистическое и реальное.

Впрочем, изощренность и новизна этого стиля нравилась далеко не всем. Многим он казался навязчивым, отвратительным, разрушающим порядок, несущим опасную анархию. Известный французский гравер Сенон в 1785 году писал, что зданиям Катании надо придать облик более благородный чем то, что продиктован бредом боромини, дабы этот город обрел величие достойное своего века. Барон Рицаль в 1767 году заявил: «Собор Катании самый большой и прекрасный на Сицилии, так как он, в отличие от других церквей, не перегружен массой украшений самого худшего вкуса. На этом здание лежит отпечаток благородства».

В действительности в величественной структуре собора слились несколько стилей, норманнский, арагонский, барокко и классицизм. В центральной апсиде, где, несмотря на землетрясение, частично сохранился норманнский стиль, находится главный алтарь, окруженный драгоценными хорами XVI века, украшенные несколько грубоватыми сценами мученичества святой Агаты. В апсиде правого нефа за изысканной решеткой расположена часовня святой Агаты. Здесь мы видим почти чрезмерное украшение живописной и скульптурной, мраморной и позолоченной, которое резко контрастирует со скромной прямолинейностью трех нефов собора. Рядом отделенная другой решеткой находится еще одна часовенка, где хранятся мощи святой, но туда могут входить лишь немногие избранные и только 4 и 5 февраля, когда бурно отмечается веселый праздник святой Агаты, в котором истинная вера слилась с колоритными народными традициями.

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>